Бедро артистов и танцоров балета. Бедренная кость и бедренные мышцы

Обновлено: 19.04.2024

У артистов балета принимает активное участие в танцевальных движениях бедро благодаря большому количеству сильных мышц.
Бедро состоит из бедренной кости, окруженной большим количеством мышц. Бедренная кость у артистов балета отличается массивностью в связи с большой профессиональной нагрузкой, которую она испытывает. Компактное вещество ее утолщено до 1,5—2 см, значительно сужена костномозговая полость. На рентгенограмме бедренной кости хорошо выражены костные бугорки и выступы — места прикрепления сухожилий мышц. Это рабочая гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки.

Дистальиый отдел бедренной кости расширен, мыщелки ее увеличены как по ширине, так и по высоте. Это тоже проявление приспособительной реакции костной ткани артистов балета на профессиональную нагрузку. Значительно увеличены размеры большого и малого вертела, к которым прикрепляется большое количество мышц бедра и таза.

Бедренную кость окружают мышцы с различными функциональными нагрузками. Мышцы окружены плотной широкой фасцией бедра. От нее к бедренной кости идут три межмышечные перегородки, образуя для мышц фасциальные футляры. В переднем подфасциальном пространстве находится четырехглавая мышца, состоящая из 4 мышц: прямой и широких медиальной, латеральной и промежуточной. Общее сухожилие всех четырех мышц идет к надколеннику, включает его как сесамовидную кость и прикрепляется к бугристости большеберцовой кости. Передняя группа мышц бедра производит разгибание голени и сгибание бедра в тазобедренном суставе.


Приводящие мышцы бедра, за исключением портняжной, находятся во внутреннем фасциальном пространстве. Поверхностно лежат гребенчатая, длинная приводящая и тонкая мышцы; глубже лежат короткая приводящая, короткая и большая приводящие мышцы. Все приводящие мышцы бедра начинаются от лобковой и седалищной кости и прикрепляются к шероховатой линии задней поверхности бедренной кости.

Задняя группа мышц включает три мышцы — полусухожильную, полуперепончатую и двуглавую. Они производят сгибание голени. Начинаются они от седалищного бугра; по направлению к подколенной области все мышцы расходятся и прикрепляются к большеберцовой и малоберцовой костям: сухожилие двуглавой мышцы идет латерально (снаружи), а сухожилия полуперепончатой и полусухожильной — медиально (внутри). Между мышцами задней группы проходит седалищный нерв, который в подколенной области делится на большеберцовый и малоберцовый нервы.

Мышцы бедра при их напряжении обеспечивают вертикальную устойчивость тела и создают у артистов балета апломб, особенно при стоянии на одной ноге в позе арабеск. Мышцы артистов балета должны быть эластичными, легко растяжимыми, быстро реагировать на изменение позы или движения во время танца. Это достигается ежедневными экзерсисом в классе, тренировками на репетициях. Неразогретые мышцы неэластичны и при нагрузке у артистов балета могут легко повреждаться.

Особенно часто это наблюдается у артистов балета старше 30 лет, когда от постоянных чрезмерных нагрузок снижается эластичность мышц, возникает так называемая «крипатура» в виде уплотнения мышц. Этот термин широко распространен среди спортсменов и артистов балета. В подобных случаях хорошее лечебное действие оказывает финская баня сауна — снимается крипатура, мышцы становятся мягкими, эластичными. После длительного вынужденного бездействия (болезнь, роды, отпуск) окружность бедра у артистов балета уменьшается на 1—3 см-за счет мышечной атрофии. Измерение окружности бедра входит в комплекс обследования артистов балета при диспансерном наблюдении за ними и контроле за восстановлением балетной формы.

Учебное видео топографической анатомии бедра (мышцы, фасции, сосуды)


-