Формирование шестого чувства у слепых. Гиперопека слепого - кумир семьи

Обновлено: 25.04.2024

Ранее мы уже упоминали о так называемом шестом чувстве. Нам удалось проследить его наличие и у обследованных нами слепых детей. Они, правда, не всегда могли дать достаточно полную информацию по этому вопросу. У большинства обследованных имелось чувство «препятствия», которое формировалось к пре- и пубертатному возрасту.

В ряде случаев оно достигало такой степени дифференцированности, что позволяло детям с абсолютной слепотой гулять в лесу, участвовать в подвижных играх и т. п., не сталкиваясь даже с незначительными препятствиями. Однако у некоторых это чувство было настолько слабо выражено, что практически можно было говорить об его отсутствии.
У детей, которые до наступления слепоты имели сохранное или ослабленное зрение, шестое чувство формировалось довольно быстро.

Важно отметить зависимость проявления шестого чувства от соматического и психического состояния ребенка. При соматических заболеваниях и психогенных декомпенсациях шестое чувство резко ослабевало, и у детей возникала инфантильная зависимость от посторонней помощи.


Прежде чем перейти к описанию психопатологических нарушений, следует отметить, что у 64 обследованных детей условия воспитания были неблагоприятными. У 19 детей воспитание проводилось по принципу гиперопеки. Родители оберегали детей от малейших трудностей, создавали для них особую щадящую обстановку, подавляли всякую инициативу и стремление к самостоятельности.

У детей искусственно сдерживалось формирование навыков самообслуживания, и они вплоть до поступления в школу были крайне плохо адаптированы в окружающей среде и малопродуктивны в своей деятельности, даже в самообслуживании.

У 19 детей воспитание осуществлялось по типу «кумир семьи». Все внимание родителей и близких было сосредоточено на ребенке. Взрослые стремились окружающим и самому ребенку внушить мысль, что их чадо исключительно художественно или музыкально одарено, захваливали детей, преподносили им дорогие подарки, тем самым способствуя развитию у них эгоистических установок и высокого уровня притязаний.

Они, так же как и дети, воспитывающиеся в условиях гиперопеки, сознательно изолировались родителями от детских коллективов (чтобы им не причинили какого-либо вреда, не обидели), и их общение, как правило, проходило в узком кругу родственников. От этих детей скрывали недостаток зрения. Ввиду этого многие дети не знали о своем дефекте и полагали, что они «как все зрячие» и употребляли глагол «видеть» с иным смыслом: «я вижу тишину», «я вижу музыку» и т. и.

-