Как заставить ребенка слушаться: сравниваем наказания и пощрения

Обновлено: 25.04.2024

Как найти золотую середину в воспитательных мерах, которые мы применяем к своему дорогому дитя? Что дает результат: диктат или бесконечные уговоры?

Причины плохого поведения

Родители часто сопоставляют общепринятые нормы для взрослых людей с поведением своего ребёнка. И если его настроение, поступки, высказывания не соответствуют этим нормам, начинают злиться. На самом деле, желание подвергнуть опасности себя и окружающих, крики, агрессия, идущие от подрастающего человека, имеют вполне объяснимую подоплеку. Дитя экспериментирует, проверяет устойчивость окружения и всего мира. Или банально истощено психическое здоровье ребёнка из-за болезни или усталости.

Большой ошибкой родителей является надежда на благодарность со стороны несовершеннолетних отроков. Чувство милосердия, сопереживания, понимания, желания оберечь появляется в развитии детей к моменту взросления, годам к 20. Именно поэтому мы не можем компенсировать родителям вложенную любовь и труды в полной мере, зато перенаправляем этот благодатный поток на своих наследников.

Правильно назначайте наказания

В каждом доме есть свои правила. Их нарушение требует вводить санкции. Избегайте унизительных наказаний, выбирайте просто достаточно обидные, чтобы сформировать мотив к дальнейшему ослушанию. Например, получил плохую оценку — лишаешься компьютера на вечер. Стукнул незнакомого малыша в песочнице — лишен игры на 20 минут. Такой подход позволяет избежать скандалов и истерик.

Бунтарь и послушный ребёнок: кто успешнее

Послушание, основанное на страхе, присуще безынициативному человеку. Он поменьше высовывается, чтобы не испытать душевной или физической боли. Если послушание основано на авторитете родителя, правила создаются с учетом потребностей и желаний ребёнка, дитя вырастает не только послушным, но и предприимчивым.

Чтобы добиться послушания:

  • Объясняйте и договаривайтесь. Обсуждение особенно действует на подростков: они готовы мириться с ясными правилами и получать соразмерные санкции;
  • Авторитарные приказы используйте для обеспечения безопасности самых младших детей (мать и дитя переходят улицу, изучают электрические приборы);
  • Обещайте подарки только за выдающиеся поступки (медаль, победа в конкурсе, пятерка за контрольную);
  • Никогда не используйте физических наказаний. Таким образом вы научите его прятаться и обманывать, а не отвечать за поступки.