Оценка чтения с губ нормальнослышащими людьми. Зрительное восприятие устной речи здоровыми

Обновлено: 19.04.2024

Показ немого фильма с целью распознавания фраз по видимой артикуляции незнакомых дикторов был для нормальнослышащих студентов необычной экспериментальной ситуацией. Несмотря на знакомые слова, составляющие фразы, восприятие их в отдельных фразах по артикуляции неизвестных дикторов представляло определенные трудности.

Важно было установить, сколько дикторов и какой объем речевого материала надо показать студентам, чтобы сделать предварительное заключение о большей или меньшей способности студентов к зрительному восприятию устной речи. С этой целью при обработке данных первых 22 студентов подсчитывалось количество фраз и слов, распознанных по артикуляции одного, затем суммарно по артикуляции двух, трех и четырех дикторов.

Естественно, что артикуляция у каждого из них имела свои особенности, и чем больше дикторов входило в суммарную обработку, тем точнее и объективное можно было судить об уровне зрительного восприятия у отдельных студентов и, следовательно, об их способности распознавать рочь по видимой артикуляции. Однако эта разница в количество распознаваемых слов и фраз но артикуляции одного или нескольких дикторов была выражена главным образом у студентов, более способных к зрительному восприятию устной речи, в то время как у менее способных студентов эти различия были незначительными.


По количеству полностью распознанных фраз студенты значительно отличались друг от друга: по артикуляции двух дикторов они правильпо приняли от 8 до 57% фраз, а по артикуляции четырех дикторов — от 6 до 39% фраз. Более широкое распределение было в результатах распознавания студентами слов во фразах: от 17 до 73% при показе фильма с двумя дикторами и от 17 до 59% по артикуляции четырех дикторов. Таким образом, характер распределения студентов по результатам зрительного восприятия речи одного диктора сохранился почти таким же и при показе двух, трех и четырех дикторов. Постоянство в распределении студентов по их показателям позволило условно разделить эту группу студентов па две подгруппы.
В подгруппах были подсчитаны средние значения распознавания слов и фраз суммарно по четырем дикторам.

При сравнении распознавания слов у 1-й подгруппы были получены следующие данные (средние и доверительные границы): 36.5>42.4>48.4%, а у 2-й подгруппы соответственно 18.2>22.8>28.3%. При сравнении распознавания целых фраз у способных студентов среднее значение и доверительные границы были 16.8>25>35.4%, в то время как и у 2-й подгруппы они составили 5.3>10.1>18.6%. Различия в результатах зрительного восприятия первой и второй подгруппы были достоверны при уровне значимости 0.05.

Общая картина распределения 111 студентов с нормальным слухом в распознавании слов в 40 фразах по артикуляции двух дикторов при втором показе фильма была следующей: студенты без какой-либо предварительной подготовки правильно восприняли от 0 до 73% слов и от 0 до 57% целых фраз; 11 человек распознали от 50 до 73% слов и от 33 до 57% целых фраз. Эти результаты позволяют считать, что данные студенты обладают способностью к зрительному восприятию устной речи. Одновременно выявилась большая группа студентов, давшая низкие показатели: 31 студент воспринял правильно до 20% слов, а 34 студента — от 20 до 30%.

Низкий уровень зрительного восприятия у большого количества студентов мог быть объяснен несколькими причинами: во-первых, отсутствием подготовки к необычным условиям эксперимента, заключающегося в распознавании устной речи по немому фильму, во-вторых, том, что артикуляция дикторов была незнакома им, в-третьих, некоторой трудностью речевого материала, связанной с отсутствием общего контекста и обусловленной небольшим количеством вопросительных фраз и, наконец, определенная часть исследуемого коллектива обладала небольшими навыками к зрительному восприятию речи или вовсе не имела их.
Однако предполагалось, что эти же студенты могут давать лучшие результаты в других, несколько облегченных условиях.

-