Распределение припадков при височной эпилепсии. Височная эпилепсия сна

Обновлено: 18.04.2024

Следовательно, в ходе заболевания у больных, у которых, несмотря на лечение, припадки продолжались, обнаруживалась отчетливая тенденция к полиморфизму пароксизмальных проявлений. У 112 (67,1%) больных отмечено также учащение припадков. Вместе с тем число больных с судорожными приступами практически оставалось тем же (примерно половина).
Более чем вдвое возрастало число больных с аффективными припадками и также вдвое — со сложными парциальными и абсансоподобиымн припадками.

Распределение припадков в цикле бодрствование—сон в определенной степени зависело от латерализацнн эпилептического очага. Эпилепсия бодрствования при правосторонних очагах встречалась более чем в 2 раза реже, а эпилепсия сна — в 1,5 раза чаще, чем при левосторонних очагах. Таким образом, «левополушарная» ВЭ является преимущественно эпилепсией бодрствования, а «правополушарная — эпилепсией сна.

Подобные данные получены также Б. Г. Гафуровым и А. Р. Рахим-джановым (1985), которые одновременно выявили недостаточность восходящих активирующих влияний у больных ВЭ с левосторонними очагами и относительное превалирование их при правополушарных очагах. Этот факт позволяет объяснить различное распределение припадков в цикле сон—бодрствование при ВЭ в зависимости от латерализации очага.

При височной эпилепсии эпилепсия сна наблюдалась у 22 (13,2%) больных. У 18 (82%) из них отмечались моиоморфные, а именно судорожные припадки; фокальное начало при этом в 2/3 случаев не определялось. У 1/3 больных выявлялся фокальный компонент — аура, как правило, сохранившаяся в памяти больного как необычный сон. Редкими видами припадков сна были психомоторные, вегетативно-висцеральные и их комбинации.


Эпилепсия бодрствования наблюдалась у 71 больного (42,5% больных ВЭ). В этой группе мономорфные приступы отмечены лишь у 27 больных (38%). Среди инх несколько преобладали судорожные формы припадков (15 больных нлн 55,5%). Как правило, это были вторично-генерализованные припадки.

Среди больных с припадками бодрствования большинство (62%) составили пациенты с полиморфными приступами. Более чем у 1/3 нз них отмечено сочетание трех и более припадков: абсансоподобных, генерализованных судорожных н аффективных; судорожных, абсансоподобных и вегетативно-висцеральных; психосенсорных, автоматизмов и вегетативно-висцеральных и т. д. У остальных больных с полиморфными припадками бодрствования примерно с одинаковой частотой возникали комбинации двух видов припадков.

При эпилепсии сна — бодрствования, т. е. при асинхронных припадках (74 больных, или 44,3% наблюдений), еще более возрастало число больных с полиморфными приступами (65, или 87,8%). При этом среди полиморфных приступов, возникающих в бодрствовании, первое место занимало сочетание различных форм бессудорожных припадков, а среди припадков, развивающихся во сне, преобладали судорожные. Следовательно, полиморфизм припадков оказывается особенно частым при асинхронном характере последних.

Соответственно относительной редкости локализации эпилептических очагов в новой коре прнпадкн с элементарной симптоматикой возникают нечасто. По нашим данным, припадки со слуховой и вестибулярной симптоматикой (эпилептическое головокружение) отмечены лишь у 6 (3,6%) больных. Эти же симптомы, как аура сложного парциального припадка, установлены еще у 5 (3%) больных.

Таким образом, они выявлены всего у 6,6% больных. Примерно с такой же частотой встречались обонятельные и вкусовые припадки, возиикиовение которых связано с эпилептическими разрядами в инсулярной илн периинсулярной области: в 4 случаях приступы были изолированными, а в 5 случаях вкусовые н обонятельные феномены проявлялись в качестве начального компонента сложного припадка.

Мы изучали также особенности пароксизмальных проявлений при височной эпилепсии в зависимости от латералнзацин очага. Соотношение мономорфных припадков к полиморфным при правосторонних очагах составило 18:36, т. е. 1:2, а при левосторонних — 9:23, т. е. 1 :2,5. Следовательно, полиморфные припадки наблюдаются чаще при левосторонних височных очагах (у больных ВЭ).

Видео этиология, патогенез эпилепсии

-